Monday, January 11, 2010

Культура как инструмент преодоления финансового кризиса

Нашёл здесь ну ооочень интересную и актуальную статью Саймона Мунди о том, как сфера культуры способна помочь в преодолении финансового кризиса. Хотя этот самый кризис уже всем плешь проел, решил её всё-таки перевести с инглиша и выложить здесь, потому что некоторые несознательные товарищи до сих пор считают, что сокращать расходы нужно начинать непременно с культуры. Конечно же, они глубоко заблуждаются, что станет понятно после прочтения. Итак..


В этой статье излагаются десять аргументов, которые могут быть использованы министрами культуры в дискуссиях со своими коллегами, особенно министрами финансов и премьер-министрами при рассмотрении годовых бюджетов. Представлены причины почему инвестиции в культуру могут стать важным инструментом в борьбе с последствиями рецессии, а главное - стать движущей силой на пути возвращения к процветанию. Эти аргументы также помогут министрам культуры при общении с лицами, ответственными за создание рабочих мест, социальную сплоченность, безопасность и образование. Разумеется, в каждой стране будут свои собственные примеры и статистические данные для иллюстрации этих аргументов. Аналогичным образом каждый может разработать новые предложения, основанные на этих аргументах, для реструктуризации и регенерации. Аргументы также пригодятся в работе на межправительственном, региональном и местном уровнях, так же как и на национальном. Также они могут быть частью плана действий любого муниципалитета.

1. Повышение доверия
Культура имеет много форм (художественных, социальных) , но все они в общем обладают способностью вдохновлять и демонстрировать доверие. Поскольку многие из последних экономических потрясений были вызваны недостатком доверия, первыми признаками оживления вряд ли будут немедленное увеличение торговли и занятости. Частные лица, компании, города и страны необходимо убедить, что они могут быть уверены в изменении состояния дел. Благодаря своей энергии и способности к обновлению мест пришедших в упадок, культурный сектор может стать жизненно важным катализатором для возвращения к положительному восприятию, что очень трудно для большинства других политических и экономических инициатив. Это было продемонстрировано уже много раз - в Праге и Эдинбурге, с их фестивалями, программой European City of Culture во времена рецессии и спада производства, Барселоной и ее полным обновлением репутации в 1990-х.

2. Ребрендинг
Хотя вливание значительных инвестиций в транспорт и бизнес-инфраструктуру является важным компонентом улучшения имиджа, этот путь медленный и дорогой, с небольшой немедленной отдачей или увеличением активности. Ребрендинг с помощью инвестиций в культурный сектор, однако, демонстрирует буквально в течение нескольких месяцев, что власти не оставили надежд и намерений предоставлять своим гражданам новые возможности. Города, сельские общины и даже целые регионы и страны могут быть переосмыслены при помощи ребрендинга в качестве мест устойчивости и инноваций.

3. Привлечение посетителей
Все большее количество мест как международного так и локального уровня полагаются на доходы от посетителей, чтобы обеспечить занятость и поддержать местных производителей традиционных для этой местности товаров. В периоды экономического подъема посетителей относительно легко привлечь разными путями, будь то получение удовольствия, деловая активность или просто из любопытства. В периоды экономического спада привлечь посетителей гораздо труднее, ведь не везде есть море и песок (хотя даже в таких местах, где они имеются, изменение климата может изменить существующие погодные условия). Посетители будут смотреть более критично на условия и потенциальные объекты привлечения внимания. Инвестиции в презентацию культурного наследия, маркетинг, частота и легкодоступность искусства, а также улучшение знаковых строений неуклонно и надежно привлекают посетителей. Это также привлекает бизнес и даёт ему сигнал развиваться. Инвестиции в Национальную галерею и концертный зал Athenaeum в Бухаресте были началом восстановления Румынии после трудных 1990-х годов, так же как Бродвей придавал устойчивости Нью Йорку в Великую депрессию, а Festival of Britain дал сигнал восстановлению Лондона после войны в 1951 году.

4. Долгосрочный доход
Инвестиции в культуру именно это. Не следует путать их со своеобразной субсидией, которые в прошлом раздавали проблемным коммерческим предприятиям, что-то вроде «корпоративной помощи». Культурный сектор не проблемный как банки или автомобильная промышленность. Хотя он и будет всегда требовать государственную поддержку, его отдача устойчива, долгосрочна и последовательна. Налогооблагаемый доход, который порождает культурный сектор в промышленных секторах, смежных с ним, является одним из самых ценных источников дохода для любого правительственного казначейства. Инвестиции в искусство и презентацию культурного наследия нечасто приводят к прямой прибыли государственного или частного сектора. Эти инвестиции – топливо для деятельности огромного количества смежных бизнесов и связанных с ними организаций, обеспечивающее им процветание.

5. Преобразование пространств
Экономические спады оставляют после себя большие площади неиспользуемых и пребывающих в запустении пространств. Магазины стоят пустые, фабричные и промышленные помещения разваливаются, многоквартирные дома становится трудно содержать. Культурный сектор, особенно изобразительное и исполнительское искусство, может быстро и удачно использовать эти пространства без ущерба для долгосрочной перспективы их использования в качестве коммерческой недвижимости. Вместо упадка получаем улицу с галереями современного искусства, концертными залами и ремесленными магазинчиками и впечатление творческого и динамичного городского пространства. Аналогично можно использовать избыточные здания в качестве театра, танцы и музыка улучшает впечатление от места, обеспечивает крайне необходимой инфраструктурой малые предприятия и повышает безопасность сохранением положительной активности в заброшенном, в противном случае, районе.

6. Социальная поддержка
Рецессия приводит к колоссальной нагрузке на сплоченность общин, усугубляя различия и очаги напряженности. Она также повышает нетерпимость к тем, кто рассматривается как аутсайдер. Культурная деятельность, пока она не используется для парада и демонстрации укоренившихся предрассудков (как это часто бывает на Балканах и в Северной Ирландии) может быть важна для объединения людей и установления новых партнерских отношений, результатом которых будет создание новых бизнесов. Важные примеры работы, проделанной в этой области можно найти в совместной CoE/EU программе Intercultural Cities Programme.

7. Гибкая система занятости
Почти все предприятия культурной сферы являются небольшими по сравнению с крупными промышленными, сервисными или розничными работодателями. При этом они также гораздо более гибкие, чтобы приспособиться к изменениям и адаптироваться к сложной финансовой ситуации. Культурные организации становятся искусными и изобретательным в том, как они используют имеющиеся ресурсы. Многие из тех, кто работают на них и с ними являются независимыми фрилансерами, которые находятся на самообеспечении, с легко конвертируемыми навыками, что дает им свободу перемещения в место, где есть работа и стиль жизни, который не требует внешней постоянной институциональной поддержки. Это помогает сэкономить общественные деньги на выплатах по безработице и других пособий, а также является вкладом в динамичный экономический сектор.

8. Самовыражение общества
Сообщества в бедственном положении могут оказаться в изоляции и неспособными воспользоваться оживлением экономических условий, если в деятельности, которая их объединяет происходит спад. Культурная деятельность не всегда профессиональна: продукция местной общины может быть так же важна и выгодна (хотя обеспечение доступности для общины профессиональных аниматоров может внушительно улучшить результаты). Путем презентации своей культуры друг другу общины могут улучшить свою восприимчивость к другим новым идеям для бизнеса, социальным активностям или улучшениям состояния окружающей среды. В последнем случае экологические программы зачастую наиболее эффективны, когда их сопровождает культурная программа для взрослых и детей.

9. Расширение возможностей личности
Время экономических трудностей также и момент возростания личных страхов и опасностей. Травма разрушенной карьеры, или безнадёжность попыток молодых людей, выпускников, найти первое рабочее место могут быть такими же сильными стрессами как в условиях настоящей войны. Люди теряют уверенность в своей способности найти работу или обеспечить семью. Это снижение самооценки может привести к увеличению пристрастия к наркотикам и алкоголю, домашнему и социальному насилию, нападению на иностранцев и людей другой расы, пренебрежению общественными ценностями, и чтобы противостоять этому правительство тратит значительные денежные средства, как правило, безрезультатно. Часто участие в обычных правительственных схемах кажется просто бессмысленным. Культурный сектор, наряду со спортом и образованием, может быть своеобразной отдушиной для этого состояния разочарования и отчаяния. Программы, которые связаны с восстановлением доверия, будь то в письменной форме, художественных или ремесленных практиках или в виде перформанса придают взрослым людям ощущение собственной значимости, чтобы вновь стать активными и продуктивными членами общества.

10. Стоимость денег
Культурный сектор предлагает министрам финансов исключительно хорошую стоимость денег . Его здания остаются активами и являются генераторами доходов на протяжении многих десятилетий. Его социальные программы повышают эффективность во многих других секторах - особенно в сферах занятости, образования и социальной безопасности. Инвестиции в культурный сектор активно сокращают расходы, связанные с предупреждением преступности, охраной правопорядка. И основываясь на данных предыдущих рецессий - спад 1970-х и 80-х, вызванный реструктурированием промышленности, спад 1990-х, вызванный политической и рыночной нестабильностью – можно предложить культурные программы, чтобы получить доверие и восстановление за гораздо меньшую плату чем «корпоративная помощь». В период экономической неопределенности инвестиции в сферу культуры - ее инфраструктуру, программы и институции – дают дивиденды быстро и заметно. Хотя это также означает, что практики работы в культурном секторе (особенно в государственных институциях) должны будут стать более гибкими, организация отрасли и смежных коммерческих предприятий гораздо лучше устроенной для адаптации и сфокусированной на восстановлении, чем большинство других секторов.

No comments: